WEB-Психолог - Чувственные формы освоения действительности
WEB-Психолог
Понедельник, 10.05.2010, 08:11



Приветствую Вас Гость | RSS
[ Главная ] [ Чувственные формы освоения действительности ] [ Регистрация ] [ Вход ]
Меню сайта

Друзья сайта

Чувственные формы освоения действительности

 

            Познавательная деятельность – процесс целеустремленного, активного отображения действительности в сознании человека, которое может происходить на уровне чувственного и абстрактного познания. В познавательную деятельность входят следующие процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, язык и вещание. Они обеспечивают переход от непосредственного, чувственного отображения внешних свойств, объектов познания, к опосредствованному абстрактному знанию внутренних сущностей свойств. Каждый процесс отличается от других содержанием (что отображается?) и формой (как отображается?).

            Ощущение - самый простой психический процесс, который складывается в отображении в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений вещественного мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном влиянии раздражителей на соответствующие рецепторы.

            От правильности и полноты ощущений зависят все последние познавательные процессы, познание в целом. Ощущения называют элементарным исходным процессом; знание его законов и механизмов дает возможность правильно подойти к исследованию всего процесса познания.

            Существуют разные варианты классификации ощущений.Английский фізиолог И.Шеррингтон выделил три основных класса ощущений: 1) екстерорецептивні, что возникают при влиянии внешних стимулов на рецепторы, размещенные на поверхности тела; 2) інтерорецептивні (органические), что дают сигналы о том, которое происходит в организме (ощущение голода, жажды, боли, и тому подобное); 3) проприоцептивные, размещенные в мышцах и сухожилиях, с их помощью мозг получает информацию о движении и положении разных частей тела. Каждое ощущение возникает и развивается определенным образом, однако все они имеют много общего - качество, интенсивность, длительность. Качество ощущений – это особенность, которой одно ощущение отличается от других, например, особенности вкусовых, слуховых, обонятельных ощущений. Интенсивность ощущений – их количественная характеристика, то есть большая или более малая сила их выявления, которое зависит от силы раздражителя, что их вызывает. Порогом ощущения называют такой уровень интенсивности раздражителя, который способен вызывать ощущение. Выделяют абсолютный и дифференциальный пороги.

            Абсолютный порог выделяют нижний и верхний. Нижний – минимальная сила раздражителя, которая еще способна вызывать ощущение. Верхний – максимальная сила раздражителя, которая вызывает адекватное ощущение, а последующее его увеличение приводит к неадекватному ощущению (болевого или другого). Дифференциальный порог (порог различения) заключается в способности чувствовать наименьшую разницу в интенсивности двух действующих раздражителей, дифференцировать их за силой от более слабого к самому сильному. Пороги всех ощущений индивидуальны для каждого человека, их характеристики заданы генетически; относительно стабильные, хотя и чувствуют большие вековые колебания.

            Отличные особенности ощущений – адаптация, сенсибилизация, синестезия.

            Изменение чувствительности анализаторов под воздействием их приспособления к действующим раздражителям называется адаптацией. Как правило, при переходе от сильных раздражителей к слабым чувствительность повышается и наоборот. Повышение чувствительности называется сенсибилизацией. Если пристально всматриваться, вслушиваться, то предметы и их качества лучше различаются.

            Взаимодействие анализаторов может привести к тому, что под воздействием одного раздражителя могут возникнуть дополнительные ощущения, характерные для другого раздражителя, – синестезия ощущений. Например, музыка может вызывать цветные звуки («малиновый звон»), «холодные» или «горячие» тона цветов.

            Восприятие (перцепция) - целостное отображение предметов и явлений, в совокупности их свойств, которые действуют на анализаторы человека. Перцепция - не сумма отдельных ощущений, а единственный целостный образ, степень чувственного познания со свойственными ей особенностями: предметность восприятия; целостность; структура; константа; осмысленность; выборочность; роль прошлого опыта (апперцепция).

            Выделяют виды восприятий: 1) зрительные, слуховые, касательные, обонятельные и вкусовые;  2) кинестезические (двигательные) - восприятие времени, восприятия пространства. Важными условиями познавательного процесса является наблюдение и наблюдательность, что ярко оказываются при произвольном целеустремленном восприятии. Наблюдение – длительное, целеустремленное сосредоточение внимания на предмете восприятия, которое осуществляется с определенной целью и за определенным планом. Не все студенты умеют наблюдать, поскольку его уровень зависит как от учебы наблюдать, так и от наблюдательности, как качества лица. Наблюдение и наблюдательность играют большую роль в познавательно учебной деятельности, потому нужно развивать такой бок характера, как наблюдательность, то есть способность замечать в объектах малозаметные факты, которые дают важный материал для мышления, понимания сути вещей.

            Галюцинации - восприятия, которые возникают без наличия реального объекта (виденье, призраки, мнимые звуки и голоса...). От галюцінацій следует отличать иллюзии (ошибочные восприятия вещей или явлений), которые разделяют на аффектных, вербальных, перейдоличні.

            Внимание – особенная форма психической деятельности, которая оказывается в направленности и сосредоточенности сознания на значимых для человека предметах, явлениях окружающей действительности или собственных переживаниях.

            Внимание в психологической науке рассматривается как психофізиологічний процесс, состояние, которое характеризует динамические особенности познавательных процессов. Внимание владеет особенностями, которые являются характеристикой человеческих способностей и возможностей. К основным свойствам внимания относят: концентрированность, интенсивность, стойкость, объем, распределение, переключение внимания. К видам внимания относят: непроизвольную, произвольную, післядовільну внимание, которые взаимоувязаны и при определенных условиях могут переходить один в другой. Непроизвольное внимание возникает неожиданно под воздействием разнообразных раздражителей, которые действуют на тот или другой анализатор. Непроизвольное внимание всегда кратковременно, но при определенных условиях может возникать часто, мешая основной деятельности.

            Произвольное внимание – сознательно волевое направленное сосредоточение личности на явлениях окружающей действительности или внутрійшній психической деятельности. Произвольное внимание содержит в себе целенаправленность и организованность деятельности, осознания последовательности действий, способность бороться с посторонними раздражителями, но при длительной концентрации вызывает усталость.

            Пислядовильна внимание возникает в результате произвольного сосредоточения на явлениях в процессе произвольного внимания, когда деятельность вызывает значительный интерес, захватывает человека, и она может очень длительное время без значительных волевых усилий интенсивно и производительно работать над решением проблемы. Для студентов очень важно завладеть методами перехода внимания от произвольной к післядовільної, чтобы способствовать успешному овладению знаниями при уменьшении ощущения усталости.

            Выделяют, в зависимости от содержания деятельности, также внешнее и внутреннее внимание. Внешняя (сенсорная, двигательная) оказывается в движениях глаз, председателя, в выражениях лица и играет ведущую роль в наблюдении явлений окружающей действительности и их отображении в сознании индивида. Внутреннее (интеллектуальная) внимание направлено на деятельности психических процессов и переживаний, которые связаны со способностью представлять предметы, мысленно анализировать их и решать задание. Внимательность одна из важных черт руководителя, управленца, которыми Вы готовитесь стать.

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа
E-mail:
Пароль:

Сайты

Объявления

Copyright MyCorp © 2010      Бесплатный хостинг uCoz