Общение
- специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами
общества, в общении реализуютсяобщественные отношения людей. Общение – взаимодействие субъектов,
которое вызвано потребностями совместной деятельности и которая направлена на
изменения паттернів поведения, психических состояний и личностно смысловых
образований другого человека. Социальная функция общения, в широком значении,
заключается в передаче социального опыта и форм культуры. Общение всегда
выступает в единстве с деятельностью, выступая часто как сторона деятельности.
Структура общения, как считает Г.Андреева, содержит в себе три
взаимоувязаны стороны: коммуникативная (обмен информации между людьми);
интерактивная (организация взаимодействия между людьми); перцептивная
(восприятия друг друга и установления взаимопонимания).
Интерактивная сторона общения
связана с непосредственной организацией совместной деятельности между людьми.
Основные типы взаимодействия: кооперация, конкуренция, конфликт, соревнование.
Выделяют также основные формы организаций совместной деятельности: а) совместно
индивидуальная (бригада); бы) совместно последовательная (производственной
конвейєр); в) совместно взаимодействующая (спортивная команда).
Коммуникативная сторона общения
значит, что люди в процессе совместной деятельности обмениваются между собой
разными идеями, представлениями, настроениями, чувствами, установлениями, то
есть обмениваются информацией. Передача любой информации возможна лишь с
помощью знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе. При
чем обмен информацией между комунікатором и реципиентом возможный лишь при
условии інтерсуб'єктивності знака, то есть при условии, что знаки и значения
известны всем участникам коммуникативного общения. Выделяют вербальную
коммуникацию (язык, как знаковая система) и невербальную (неязыковые знаковые
системы).
Информация
исходная от комунікатора может быть два видов: побудительная (совет, приказ,
просьба) и констатирующая (сообщение, которое не допускает непосредственного
изменения поведения).
Перцептивная
сторона общения означает восприятие внешних признаков человека, соотношения, с
их личностными характеристиками воспринимающего индивида и интерпретацию на
этой основе ее поступков. Существуют две формы познания особенностей личности:
а) эмоциональная форма познания (емпатія) - способность эмоционально воспринять
другого человека, проникнуть к ее внутреннему миру, близкой к емпатії является
идентификация (вкус себя другому); бы) логическая форма познания себя и других
людей (рефлексия). Различают эффекты восприятия людьми друг друга: 1) эффект
"ореолов" (общее благоприятное впечатление приводит к позитивным
оценкам и неизвестным качествам индивида; а общее неблагоприятное впечатление
вызывает негативную оценку); 2) эффект "проецірування" (другому
человеку, по аналогии с собой приписывают свои собственные качества и
эмоциональные состояния); 3) эффект новизны (последняя информация будет более
значимой); 4) эффект первенства (вспомните «любовь с первого взгляда»); 5)
эффект стереотипізації (формируются определенные стереотипы относительно
профессиональной, этнической зависимости).
В
общении выделяют следующие аспекты: содержание, цели, средства. Содержание –
информация, которая передается партнеру по общению(научная теория, чувство радости,любви, распоряжения.).
Целые
общения заключаются в том, для чего люди общаются. Функции общения:
-информационная (обмен, передача информации);
-контактная (установление
контакта между людьми);
-координационная (установление
координации в совместной деятельности);
-стимуляция активности
деятельности людей;
-емотивне возбуждение (обмен
эмоциями);
-влияние на сознание и паттерни
поведения людей;
-понимание (важно, чтобы человека, особенно молодого, понимали и, чтобы
она сама умелая понимать другого).
К средствам
общения относят знаковые системы: вербальную и невербальную.
Язык –
систему слов, знаков (вербальная коммуникация).
Невербальная
коммуникация включает у себя:
а) паралінгвістичну систему
(эмоциональная выразительность голоса, тональность);