Психология юношеского
возраста и формирования самосознания
Одним из
важных этапов формирования есть юношеский возраст. Юношество, это возраст, за
Ериксоном, от 11 до 20 годов, в котором формируется самосознание, собственное
мировоззрение, период утверждения своей самостоятельности, период, когда
ценности любви, общества, становятся приоритетными. Юношескому возраста
присущий максимализм суждений, эгоцентризм мышления, которое
оказывается в паттернах поведения: недоверие, пренебрежительное отношение, к
советам старшего поколения, критиканство, а иногда и противодействие старшим. В
то же время, юношескому вековые присущее повышенное влияние своей юношеской
среды, сознательный конформизм, усвоение стилей группового поведения, норм
морали, молодежной субкультуры.
Становление самосознания включает у себя такие аспекты: открытие своего
внутреннего мира; осознание необратимости времени, кінцевості своего
существования, а отсюда – смыслу своей жизни, целей своего существования;
формирование постоянного, целостного представления о самом себе; а также
осознание и формирование отношения к эротичной чувственности, которая
зарождается в этот период.
Е.Ериксон также считает, что в юношеском возрасте формируется центральная
форма егоідентичності. Стремительное физиологичное развитие, половое
формирование, необходимость найти свое профессиональное назначение, требуют от
юнатства принятия ответственных решений, которые определяют последующую жизнь
человека: выбор профессии и спутника жизни, создания семьи, выбор смысла
жизни... Если раньше у ребенка сформировались автономия, доверие к миру,
инициатива, уверенность, в своей полноценности, то подросток создает целостную
форму егоідентичності, находит свое “Я”, признание себя окружающей средой. Если
же до 11 годов у ребенка не сформирована впененість в себе, компетентность, то
наступает диффузия идентичности, подросток не может найти свое “Я”, не осознает
свои цели, ему присущий инфантилизм, постоянное чувство тревоги, страха общения
с человеком противоположного пола, враждебность и презрение, к своему
окружению.
К критериям самосознания относят: а) осознание себя как субъекта,
автономного, отделенного от социальной среды; бы) осознание своей активности;
в) осознание себя через сознание другого человека; г) образование рефлексии –
осознание своего внутреннего опыта, моральная оценка себя. Главная функция
самосознания заключается в том, чтобы сделать понятными для человека мотивы и
результаты ее поступков, понять кто является человеком в действительности,
оценить себя. Если оценка оказывается неудовлетворительной, то молодой человек
занимается самоусовершенствованием, развитием своих способностей и
индивидуальности, или, предотвращая внутреннего конфликта, обращается к
психологическим механизмам защиты, которая является непродуктивным.