WEB-Психолог - Основные этапы развития педагогики
WEB-Психолог
Понедельник, 10.05.2010, 08:11



Приветствую Вас Гость | RSS
[ Главная ] [ Основные этапы развития педагогики ] [ Регистрация ] [ Вход ]
Меню сайта

Друзья сайта

Основные этапы развития педагогики

 

            В истории педагогической мысли выделяют основные этапы розвиту педагогика и образования. Потребность передачи социального опыта младшим поколениям возникает вместе с человеком и с разделением труда возникает профессия педагога, воспитателя. Зачатки образования возникают на Давнем Востоке (Вавилон, Индия, Асирия), где формируются три типа школ: жреческие, дворцовые и военные.

            Настоящего расцвета педагогическая мысль достигает в античности, где в Греции особенно выделялись две системы образования: спартанская и афинская.

В жреческих школах, которые существовали при храмах, готовили служителей религиозных культов. В школах при дворцах готовили чиновников для управления дворцовым хозяйством. В военных школах  готовились военные руководители.

Система образования и воспитания Древнего Китая связана с идеями Конфуция (551-479 рр),  какие изложенные его учениками в трактате “Луньюй”. В течение многих веков, этот трактат составлял основу начальной учебы в китайских школах, где главными были проблемы общества и человека, отношения между которыми исследовала  практическая философия (проблемы этики и управления).

 В Спарте главной была общественная система воспитания, которая ставила за цель подготовить юношей-воинов! Некоторые принципы этого воспитания используются в военных учебных заведениях. В Афинской школе учились грамоте, музыке, пению, декламации, философии, литературе, политике, праву, а также развивались физически. Главное, что присущее афинской системе воспитание, это то, что формировался не узкий специалист, а гармонично развитая личность. В Древнем Риме школа ритора Квинтилиана одной из первых получила статус государственного учебного заведения, а его труд "Установки в ораторском искусстве" считается первым среди научных работ из педагогики.

            В эпоху средних возрастов господствовали религиозная идеология и мировоззрение. Система образования, восприняв семь свободных искусств, верно служила интересам церковных и светских феодалов.

            В эпоху Возрождения Ф. Бекон (1561-1626) впервые выделяет из философии, рядом с другими науками и педагогику.

            Педагогические идеи эпохи Возрождения наиболее полно отобразил Я.Коменский в главном труде своей жизни "Большая дидактика". В ней он выдвигает идею общей учебы ("учить всех - всему"); учеба не латинским, а родным, языком, обосновал принцип согласования образования и воспитания природе вообще (макромир) и природе ребенка (микромир) - в частности; сформулировал систему принципов дидактики. Я.Коменский вводит классно-урочную систему учебы, которая вызывала революцию в организации учебной работы в школе. Возникает новый тип общего среднего образования ("классический"), ведучим направлением и содержанием которого стало изучение латинского и греческого языков, античной литературы и искусства.

            В Украине  в этот период значительного развития приобретает образование разных уровней. Начальная существовала в виде церковных, д’яківських, братских, сечевых казацких школ. Средний уровень представляли славяно-греко-латинские школы и коллегиумы, наподобие Харькивского, где  выкладывал Г.С. Сковорода. Харькивский коллегиум, один из лучших в Украине, был доступен для детей всех социальных состояний.

            В нем изучали греческий, латинский, славянский, французский и немецкий  языки, математику, историю, философию, богословие, позже внедрено изучение физики, природоведения, и другие. Немало его випусників стали впоследствии  известными      писателями, учеными, педагогами, религиозными и общественными деятелями.Высший уровень представляли   академии (Острозька,  Киево-могилянская). Последняя, как пишет Д. Чижевский дала мировые одного из самых известных представителей украинской нации,  что  стоїтьь в центре  украинской духовной истории – Григория Сковороды. Философ–педагог развивал концепцию “естественного человека”, концепцию  самореализации, саморазвития каждого индивида, как творческой личности. Г.С. Сковорода  закладывает  основы “педагогики  сердца”, которая включает единство человека и природы, познание  и самопознание (“Каждый должен познать  свой народ и в народе познать себя”), самовоспитание, саморазвитие. Эти демократические и производительные идеи нашли свое  продолжение в педагогических принципах выдающегося современного украинского педагога  В. Сухомлинского.

            В Новое время, особенно в XVII - XIX ст., в содержании классического образования происходят изменения. В гимназиях, которые ориентируются на древнегреческий идеал гармонично развитой личности, расширились такие дисциплины, как родной язык, природоведение, география, история, математика. Рядом с классической средней школой в ХІХ веке широкое развитие получают реальные и профессиональные школы, где доминируют предметы естественно математического цикла.

            О педагогических идеях Нового времени дают представление труду Ж.Ж.Руссо ( “Эмиль или о воспитании”), А.Дистервега, И.Г.Песталоцци. Педагогические идеи развивают Т.Г. Шевченко, Л.Толстой, И.Франко, М. Коцюбинский, Леся Украинка, П. Грабовский, К.Д.Ушинский.

            В ХХ веке система образования приобрела некоторые общие черты за сохранение своеобразия, обусловленного национальными традициями. Рассмотрите специфические особенности образования в развитых странах дальнего зарубежья и сравните ее с принятой в Украине.

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа
E-mail:
Пароль:

Сайты

Объявления

Copyright MyCorp © 2010      Бесплатный хостинг uCoz