В истории педагогической мысли
выделяют основные этапы розвиту педагогика и образования. Потребность передачи
социального опыта младшим поколениям возникает вместе с человеком и с
разделением труда возникает профессия педагога, воспитателя. Зачатки
образования возникают на Давнем Востоке (Вавилон, Индия, Асирия), где
формируются три типа школ: жреческие, дворцовые и военные.
Настоящего расцвета педагогическая
мысль достигает в античности, где в Греции особенно выделялись две системы
образования: спартанская и афинская.
В жреческих школах, которые существовали при храмах, готовили служителей
религиозных культов. В школах при дворцах готовили чиновников для управления
дворцовым хозяйством. В военных школахготовились военные руководители.
Система образования и воспитания Древнего Китая связана с идеями Конфуция
(551-479 рр),какие изложенные его
учениками в трактате “Луньюй”. В течение многих веков, этот трактат составлял
основу начальной учебы в китайских школах, где главными были проблемы общества
и человека, отношения между которыми исследовалапрактическая философия (проблемы этики и
управления).
В Спарте главной была общественная
система воспитания, которая ставила за цель подготовить юношей-воинов!
Некоторые принципы этого воспитания используются в военных учебных заведениях.
В Афинской школе учились грамоте, музыке, пению, декламации, философии,
литературе, политике, праву, а также развивались физически. Главное, что
присущее афинской системе воспитание, это то, что формировался не узкий
специалист, а гармонично развитая личность. В Древнем Риме школа ритора
Квинтилиана одной из первых получила статус государственного учебного
заведения, а его труд "Установки в ораторском искусстве" считается
первым среди научных работ из педагогики.
В эпоху средних возрастов
господствовали религиозная идеология и мировоззрение. Система образования,
восприняв семь свободных искусств, верно служила интересам церковных и светских
феодалов.
В эпоху Возрождения Ф. Бекон
(1561-1626) впервые выделяет из философии, рядом с другими науками и
педагогику.
Педагогические идеи эпохи
Возрождения наиболее полно отобразил Я.Коменский в главном труде своей жизни
"Большая дидактика". В ней он выдвигает идею общей учебы ("учить
всех - всему"); учеба не латинским, а родным, языком, обосновал принцип
согласования образования и воспитания природе вообще (макромир) и природе
ребенка (микромир) - в частности; сформулировал систему принципов дидактики.
Я.Коменский вводит классно-урочную систему учебы, которая вызывала революцию в
организации учебной работы в школе. Возникает новый тип общего среднего
образования ("классический"), ведучим направлением и содержанием
которого стало изучение латинского и греческого языков, античной литературы и
искусства.
В Украинев этот период значительного развития
приобретает образование разных уровней. Начальная существовала в виде
церковных, д’яківських, братских, сечевых казацких школ. Средний уровень
представляли славяно-греко-латинские школы и коллегиумы, наподобие
Харькивского, гдевыкладывал Г.С.
Сковорода. Харькивский коллегиум, один из лучших в Украине, был доступен для
детей всех социальных состояний.
В нем изучали греческий, латинский,
славянский, французский и немецкийязыки, математику, историю, философию, богословие, позже внедрено
изучение физики, природоведения, и другие. Немало его випусників стали
впоследствииизвестнымиписателями, учеными, педагогами,
религиозными и общественными деятелями.Высший уровень представлялиакадемии (Острозька,Киево-могилянская). Последняя, как пишет Д.
Чижевский дала мировые одного из самых известных представителей украинской
нации,чтостоїтьь в центреукраинской духовной истории – Григория
Сковороды. Философ–педагог развивал концепцию “естественного человека”,
концепциюсамореализации, саморазвития
каждого индивида, как творческой личности. Г.С. Сковородазакладываетосновы “педагогикисердца”,
которая включает единство человека и природы, познаниеи самопознание (“Каждый должен познатьсвой народ и в народе познать себя”),
самовоспитание, саморазвитие. Эти демократические и производительные идеи нашли
своепродолжение в педагогических
принципах выдающегося современного украинского педагогаВ. Сухомлинского.
В Новое время, особенно в XVII - XIX
ст., в содержании классического образования происходят изменения. В гимназиях,
которые ориентируются на древнегреческий идеал гармонично развитой личности,
расширились такие дисциплины, как родной язык, природоведение, география,
история, математика. Рядом с классической средней школой в ХІХ веке широкое
развитие получают реальные и профессиональные школы, где доминируют предметы
естественно математического цикла.
О педагогических идеях Нового
времени дают представление труду Ж.Ж.Руссо ( “Эмиль или о воспитании”),
А.Дистервега, И.Г.Песталоцци. Педагогические идеи развивают Т.Г. Шевченко,
Л.Толстой, И.Франко, М. Коцюбинский, Леся Украинка, П. Грабовский,
К.Д.Ушинский.
В ХХ веке система образования
приобрела некоторые общие черты за сохранение своеобразия, обусловленного
национальными традициями. Рассмотрите специфические особенности образования в
развитых странах дальнего зарубежья и сравните ее с принятой в Украине.