Одним из важных разделов педагогики есть теория
воспитания, в котором раскрываются цели, сущность воспитания, основные его
направления и методы. В Национальной доктрине развития образования (в 2002
году) отмечается, что государство должно обеспечивать:
-воспитание личности, которая
осознает свою принадлежность к украинскому народу, современной европейской
цивилизации, ориентируется в реалиях и перспективах социокультурной динамики,
подготовленная к жизни и труду в мире, который изменяется;
-сохранение и обогащение
украинских культурно-исторических традиций, воспитания почтительного отношения,
к национальным святыням, украинскому языку, а также к истории и культуре всех
коренных народов и национальных меньшинств, которые живут в Украине;
-воспитание человека
демократического мировоззрения, который придерживается гражданских прав и
свобод, с уважением относится к традициям, культуре, вероисповеданию и языку
общения народов мира;
-утверждение национальной идеи,
содействия национальной самоидентификации;
-утверждение национального
воспитания, которое обеспечивает гармоничность и целостность личности, развитие
ее способностей и одаренности, ее духовности икультуры, воспитания гражданина и патриота, способного к самостоятельному
мышлению, общественному выбору и деятельности, направленной на процветание
Украины;
-обязательное овладение
гражданами Украины государственным языком, возможность овладеть родной
(национальную) и практически завладеть хотя бы одним иностранным языком;
воспитание уважения к государственному языку и языкам национальных меньшинств
Украины...
Процесс воспитания – активное взаимодействие воспитателя и воспитанника, в
котором последний является не только объектом воспитания, но и субъектом,
поскольку сам осуществляет определенные действия, усваивает позитивные
социокультурные нормы поведения, которые выработаны и реализуются обществом.
Менеджмент воспитания базируется на принципах воспитания, к каким Я.И.Бондарчук
правомерно относит:
-принцип гуманизации,
демократизации воспитания;
-принцип национального
воспитания;
-принцип народности (единству
общечеловеческого и национального);
-принцип индивидуализации и
дифференциации воспитания;
-принцип учета вековых и
индивидуальных особенностей;
-принцип взаимосвязи воспитания
с социумом, жизнью, практикой...
В теории воспитания принято выделять
основные его направления: умственное, моральное, эстетичное, трудовое,
физическое, правовое, экологическое, конфессиональное, патриотическое,
семейное. Умственное воспитание имеет целью развитие интеллекта,
познавательных, творческих способностей, самостоятельности мышления,
формирования научного мировоззрения и культуры умственного труда, усвоения
системы научных знаний...
Моральное воспитание предусматривает
формирование морального сознания, постоянных моральных качеств, норм,
принципов, которые регулируют взаимоотношения между людьми, их отношение к
вещам и явлениям реального мира, а также сознательное формирование привычки
действовать в формах общественного морального поведения. На основе моральных
чувств, сознания и воли, формируются моральные добродетели личности:
порядочность, доброта, милосердие, правдивость, справедливость,
ответственность, патриотизм, трудолюбие...
Эстетичное
воспитание – целеустремленный процесс формирования творческой активности
личности, какая способная воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное,
комичное, величественное, трагическое, следовательно, в жизни и искусстве, жить
и творить красоту, вносить ее в окружающую среду. Средствами эстетичного
воспитания выступают искусство, духовные идеалы, духовная культура, природа,
которые формируют в личности эстетичные взгляды, представления, вкусы, идеалы,
потребность творить и воспроизводить прекрасное.
Правовое воспитание – формирование правового сознания, правовой культуры
личности, которая содержит усвоение системы правовых знаний, глубокого
убеждения, в необходимости выполнения, соблюдения требований действующего
законодательства.
Физическое воспитание ориентирует человека на физическое развитие,
укрепление здоровья, повышения работоспособности организма; привлечение
личности к регулярным занятиям физической культурой и спортом, который выступает
биологической основой благополучия личности.
В
педагогике (Бабанский ю.К., Ил’ина т.А., Сухомлинский в.О., Харламов )И.Ф.
выделяют разные типы методов воспитания. Прежде всего это методы формирования
сознания личности, среди которых убеждение, личностный пример, а также
позитивные примеры как модели, которые нужно имитировать. К методам организации
и формирования опыта общественного поведения относят педагогические требования
(прямые и опосредствованные), общественное мнение коллектива, создания воспитательных
ситуаций, и тому подобное. К методам стимулирования деятельности и поведения
включают методы поощрения, осуждения... Поскольку воспитание, в значительной
мере является процессом самовоспитания, то важное значение имеют и методы
самоконтроля, самооценки деятельности и поведения.