Социализация личности и периодизация ее развития.Личность идеятельность
Социализация
личности - процесс формирования личности в определенных социальных условиях,
процесс вхождения индивида в социальную среду, усвоение им социальных влияний,
приобщения его, к системе социальных связей. Социализация включает у себя, с
одной стороны, усвоение социального опыта путем вхождения в социальную среду, с
другой стороны, является активной деятельностью из воссоздания системы
социальных связей. Первая сторона характеризует человека как объект социальных
отношений, когда среда влияет на человека и формирует ее. Вторая сторона
характеризует человека как субъект социальных отношений, когда она влияет на
социум своей жизнедеятельностью. Процесс социализации является процессом
формирования, становления и развития личности. Социализация содержит в себе
процесс овладения человеком разных социальных ролей. Социальная роль -
относительно стойкий тип поведения, произведенный в обществе для выполнения
определенной социальной функции. Человек исполняет разные социальные роли, но
они не должны быть несовместимыми, иначе может возникнуть внутриличностный
конфликт. Социальные роли взаимоувязаны с социальным статусом, который содержит
совокупность прав и обязанностей человека, обусловленным его положением в
социальной сфере и иерархией общественных отношений. Выделяют три среды
социализации личности: деятельность, общение и познание. Процесс социализации имеет
стадии: дотрудова, в которой выделяют раннюю социализацию и стадию учебы;
трудовая - весь период трудовой деятельности; післятрудова - пенсионный период.
Институтами социализации выступают дошкольные и школьные заведения, семья,
трудовой коллектив, те социальные группы, в которых личность приобщается к
существующим социальным ценностям и нормам.
Деятельность
– это сознательная активность человека, который направляет усилие на
удовлетворение своих разносторонних потребностей и интересов, достижения поставленной
цели, выполнения требований, со стороны общества. В деятельности выделяют
основные степени: установление цели, планирования труда, выполнения задания,
проверка результатов, подведения итогов, оценка работы, стремления, к
совершенствованию.
Выделяют
три основных разновидности деятельности: игру, учебу, и труд. Человеку
свойственные все три вида деятельности, но, в зависимости от возраста, та или
другая разновидность деятельности становится ведущей. Да, в дошкольном возрасте
главной является игра, в школьном – учеба, а в зрелом – труд.
Труд –
деятельность, которая направлена на превращение действительности с целью
выработки материальных и духовных ценностей. Труд является основным видом
деятельности человека, поскольку обеспечивает существование человека и
человечество, как виду Homo sapiens. Учеба – это деятельность, которая
направлена на получение знаний, выработки навыков и умений, которые выступают
сознательной целью для людей, которые учатся. Игра – деятельность, целью
которой является сам процесс ее осуществления, поскольку в игре в определенных
формах воспроизводятся реальные отношения действительности.
У
отечественной психологии есть некоторые отличия от концепции развития личности
Ериксона ( Рис. 4.2). Выделяют следующие периоды: детство (от роду до года);
преддошкольное детство (1-3 года), дошкольное детство (3-6 лет), младший
школьный возраст (6-10 лет), подростковый возраст (10-15 лет), юность: первый
период (старший школьный возраст 15-17 лет), второй период (17-21 год); зрелый
возраст: первый период (21-35 лет), второй период (35-60 лет); пожилой возраст
(60-75 лет); старый возраст (75-90 лет); долгожители (90 лет и больше). Вековая
характеристика развития личности отображает систему требований общества к
человеку на определенном этапе ее жизни, ее общественное положение, сущность ее
отношений с социумом.