Основную и важнейшую роль в
воспитании играет семья. Семья – это имела социальная группа, которая опирается
на брак, кровное родство, на разнообразные отношения между мужчиной и женой,
родителями и детьми, между самими детьми, которые живут вместе и совместно
ведут хозяйство. Отношения в семье из всех человеческих отношений бывают
наиболее крепкими и глубокими и содержат в себе: психофізиологічні,
психологические, социальные и культурные. Психофизиологични - отношения
биологического роднящего и половые отношения. Психологические содержат
открытость, доверие, беспокойство, друг о друге, взаимную эмоциональную и
моральную поддержку. Социальные отношения содержат распределение ролей,
материальную зависимость в семьи, а также статусные отношения: авторитет,
керівницво, подчинение и так далее Культурные - особенного рода внутрисемейные
отношения и связки, обусловленные обычаями, традициями, которые сложились в
условиях определенной культуры (религиозной, этической и т. д.), внутри которой
семья возникла, и существует.
На этом основании семья выполняет
разные функции. Репродуктивная функция заключается в том, что семья создает
самые оптимальные условия для воссоздания человека, общества. Социализирующая
функция заключается в том, что семья воспитывает для общества новых граждан,
передавая им моральные, духовные ценности, язык, национальные традиции,
основные формы социального поведения. Семья выполняет опекунскую и обслуживающую
функцию. Сильные и здоровые члены семьи работают, малых, за немощными (старых и
больных) ухаживают, помогают им, поддерживая материально и духовно, тем самым
задовільняючи альтруистичные потребности.
Семья выполняет психологические
функции, поскольку родительский дом является местом, где родного человека
ожидают, любят, уважают, помогают, понимают и тем самым обеспечивается чувство
безопасности, стабильности, эмоционального равновесия; сохраняется психическое
здоровье членов семьи и общества в целом. Семья является не только
общественной, но и личностной, ценностью, поскольку она создает условия для
самоутверждения, самореализации, развития личности. Без семьи, семейной жизни
человек не может в полной мере реализовать свою природу и быть счастливым.
В зависимости от особенностей
общения и межличностных отношений в семье выделяют некоторые полярные типы. За
характером и количеством коммуникативных связей различают закрытые
(коммуникативно самодостаточные) и открыты семьи (включенность в разные
социальные связки, за кругом родиних интересов). С точки зрения адаптивных
возможностей выделяют консервативные (ригидные, относительно изменения
паттернів поведения) и гибкие (способные переориентироваться к новым условиям
жизни). Различают также прагматичные (“Что ты для меня, то и я для тебя”; “Жить
для себя”) и альтруистичные (“Жить для других”). Выделяют также сплоченные
(духовная и эмоциональная близость) и разъединенные (обособленность членов
семьи друг от друга).
Вся система семейных отношений наносит влияние на семейное воспитание
детей. Внутри этих отношений существует как согласие, так и несогласие, которое
как положительно так и негативно отражаются на воспитании. Понятно, необходимо
максимізувати позитивные и возвести к минимуму негативные влияния семьи на воспитании
детей, а это возможно за достижение взаимопонимания и гармонизации личных
отношений супругов. Рассмотрите основные принципы взаимоотношений супругов : 1)
не переделывать мужчину (жену) на свой манер, а понять его (ее) как личность;
2) искать и крепить общее во взглядах, особенно в вопросах воспитания; 3) при
возникновении отличий в подходах, не доводить отличия до конфликтов, а
настраиваться на компромисс; 4) не стесняться открыто признавать свои ошибки;
5) перед тем, чем критически относиться к мужчине (жены), нужно так же
критически относиться к себе но др. Для достижения воспитательных целей в семье
родители обращаются к разнообразным средствам влияния: поощряют и карают детей,
стремясь стать для них образцом.
Отношения родителей и детей с годами
складываются в определенные типичные варианты независимо от того, осознаются ли
они или нет. Годник с.М. выделяеттипичные варианты отношений, а также причины конфликтов. 1) Родители и
деть должны стойкую потребность во взаимном общении. 2) Потребностью полной
назвать нельзя, но родителей интересуют заботы и интересы детей, и деть делятся
с ними. 3) Скорее родители пытаются вникать в интересы и заботы детей, чем деть
делятся с ними. 4) Скорее деть испытывают желание делиться с родителями, чем
скорее родители входят в интересы и заботы детей. 5) Поведение, жизненные
направления детей, вызывают в семье конфликты и при этом скорее правота на
стороне родителей. 6) Конфликты, в которых скорее правые деть. 7) Конфликты
возникают в виду обоюдной (взаимной) неправоты. 8) Разнообразные
взаимоотношения детей с отцом и матерью в зависимости от сформированного
характера общения (Кого ты больше любишь?). 9) Полное отчуждение и
враждебность.
Нужно иметь в виду, что духовные
контакты в семье возникают на основе психолого-педагогічних предпосылок, самой
главной из которых является умная организация семьи (общие перспективы,
совместная деятельность, определены трудовые обязанности, традиции
взаимопомощи, общих решений, общих интересов, и т. д.).
Подход к детям требует от родителей
педагогического такта, учета жизненного опыта воспитанников, их эмоционального
состояния, тонкого анализа мотивов, поступков, чувственного прикосновения, к
внутреннему миру человека.
Важнейшей стороной общения является
участие в занятиях и интересах детей, а также привлечение детей к собственной
заинтересованности и занятиям. Существенной стороной семьи является
формирование высоких моральных позиций, причем сознательное отношение к
воспитанности, ответственность за семейный микроклимат требуется и от детей.
Глубокие духовные контакты детей с родителями создают стойкое оптимистичное
жизненное состояние, ощущение уверенности и защищенности, а родителям приносят
радостное ощущение удовольствия.