Предмет и основные категории педагогики.
Система педагогических наук
Педагогика (от грец.
"пейда" - ребенок, "гогес" - вести себя) изучает
закономерности, принципы, содержание, методы, формы образования, воспитания,
учебы; то есть механизмы передачи старшим поколениям и активным усвоениям
младшими поколениями социального опыта, необходимого, для жизни и труда.
Предметом педагогики является воспитание человека, как особенная функция
общества.
Объект педагогики – реален процесс
усвоения новыми поколениями социокультурного опыта человечества,
гуманистическое образование и воспитание человека, в течение ее жизни,
формирования гуманистических межличностных отношений.
Основными категориями педагогики
является: развитие, воспитание, образование, учеба. Развитие человека - процесс
становления ее личности под воздействием внешних и внутренних, управляемых и
неуправляемых социальных и естественных факторов.
В истории философской,
психологической и педагогической мысли существуют разные подходы в выяснении
детерминант развития. Да, біологізаторський подход (Ф.Аквинский, Д.Дьюи,
З.Фрейд) считает, что решающим фактором является наследственность человека, а
воспитания и среда являются второстепенными. Социологизирующий подход (Д.Локк,
Дж.Уотсон) считает главным образом развитию человека социум, систему социальных
отношений, а не наследственность. Социальная педагогика базируется на взглядах
Я.Коменского, А.Дистервега, которые считали, что личность формируется под
интегральным влиянием наследственности, социума и воспитания.
Уже К.Д.Ушинский выделяет воспитание
в широком и узком значении.
Воспитание (широкое значение) –
целеустремленный социальный процесс формирования интеллекта, физических и
духовных сил личности, подготовка ее к жизни, активному участию, в трудовой
деятельности. Воспитание (узкое значение) - систематическое и целеустремленное
влияние на тех, кого воспитывают, с целью формирования у них желаемого
отношения к людям и явлениям окружающего мира.
Самовоспитание – целеустремленное,
интеллектуальное, эстетичное, физическое и морально волевое
самоусовершенствование личности. К одному из составных элементов
воспитательного процесса относят перевоспитание, под которым понимают
деятельность воспитателя-педагога, что направлено на уменьшение и трансформацию
недостатков в личности.
Образование - процесс и результат усвоения определенной системы знаний,
навыков и обеспечения на этой основе соответствующего уровня развития личности.
Рядом с получением образования в учебных заведениях, все растущую роль
приобретает самообразование (приобретение знаний самостоятельно).
Современная
педагогическая наука благодаря процессам специализациии дифференциации содержит в себе свыше
двадцати ветвей, которые предопределены особенностями объекта
навчалььно-виховного процесса, такими как возраст, профессия, психофізиологічні
характеристики. Общая педагогика изучает фундаментальные законы учебы и
воспитания, составными элементами которой является: дидактика (теория учебы),
теория воспитания, теория организации и управления в системе образования.
Выделяют ветви педагогики: дошкольная
(изучает закономерности воспитания детей дошкольного возраста), специальная
педагогика или дефектология (изучает особенности развития и учебы детей,
которые имеют определены физические изъяны); история педагогики (изучает
историю развития теории и практики учебы и воспитания в разные исторические
периоды разных народов), сравнительная педагогика (изучает педагогический опыт
разных стран и сравнивает с отечественной системой), педагогика, военная
(изучает особенности воспитания военных), педагогика общеобразовательной школы
(изучает формы и методы учебы и воспитания школьников), педагогика высшей школы
(изучает закономерности учебы и воспитания студентов), а также педагогика
профессионально-технического образования, инженерная, медицинская..
Педагогику рассматривают не только
как науку, но и как искусство, потому что для осуществления учебы и воспитания
одной теоретико-методичної подготовки недостаточно. Преподавателям нужно также
завладеть педагогическим искусством и мастерством, а особенно работать за
призванием.
Вместе с этим, педагогика как
научная дисциплина связана с другими науками, заимствует в них идеи, принципы,
методы, что позволяет развивать проблемы учебы и воспитания. Философия, в т.ч.
и философия образования, является методологией педагогики. Психология, особенно
педагогическая и вековая, изучает закономерности психических процессов детей в
условиях учебы и воспитания, в зависимости от их возраста.
Философские дисциплины, такие как
социология, эстетика, культурология, этика рассматривают учебу и образование
как существенную основу развития общества и личности, также выполняют
методологическую функцию для педагогики. Педагогика также связана и с другими
науками, такими как анатомия и фізиологія человека, школьная гигиена,
кибернетика, математика.